|<< к оглавлению

Возможно ли сотрудничество «Наука-Бизнес»

by Родион

В рамках технопарка предусмотрено несколько связей, одно из них это университет и бизнес. Если более детально (на функциональном уровне) – наука и предприниматель. Соединимо ли не соединяемое по природе восприятия реальности (ценностей, рисков, усилий).
«Мюс хорошо понимала, что требуется от бизнесмена в России – быть немного вором, немного юристом и немного светским человеком.
Числа. Пелевин
»

Предприниматель Госслужащий-ученый
Рост компании в краткосрочной или в долгосрочной перспективе.

У нас чаще встречается второй пункт, выраженный в желании вложить сегодня 1 рубль, достать завтра 100 и бежать, бежать … При этом желательно не думать и как следствие нервничать поменьше. Чаще всего это выражается в виде модели бизнеса – «взять подешевле, перевести и продать подороже там, где еще не знают, что есть подешевле». В таком случае предпринимателю госслужащий наверняка друг, брат, сват, крестный отец и товарищ по бане.

Встречается и желание развивать бизнес в долгосрочной перспективе. А именно, создавать модели, стратегии, политики, команды и т.д. Чтобы развивать - нужно знать, как вариант можно спросить у госслужащего-ученого. Скорей всего предприниматель такого рода контакты переносит в разряд представительских нематериальных издержек. Если у госслужащего-ученого есть нужные знания, то предприниматель их покупает, а в баню идет с друзьями.
Госслужащий может быть довольным своим положением (жизнь удалась) и не довольным (карьерист).

Если госслужащий-ученый довольный своим положением (зарплата, почет, уважение, грамоты), то скорей всего контактов с предпринимателем не будет. Если такого сотрудника заставит руководство, то это будет малопригодные советы, потому что в них не будет ответственности (риска потерять авторитет). Например, будет бесконечно длинное вступление на тему прошлых побед на научных фронтах, а если по делу, то «жизнь сложная штука, нужно обратиться к первому изданию Капитала Маркса, в первоисточнике, и попытаться понять и перенести в реальную жизнь основную канву великого произведения».

Карьерист, на мой взгляд, это не так плохо, это логичное развитие человека в подобных условиях.

Но, если у такого госслужащего рост по карьерной лестнице не подкреплен компетенцией, то для предпринимателя открывается опять же вариант только один – брат, сват и баня.

Если у госслужащего основным фактором роста по карьерной лестнице является личная компетенция, то контакт с предпринимателем возможен и даже госслужащему интересен.


Ситуация Предприниматель Госслужащий-ученый
Резиденты сидят и молча работают, ничего не прося -- на кой предпринимателю это надо … ++ очень хорошо, мы отчитались по наполняемости
Резиденты просят помощи у менторов +- подскажут, если по делу учту, можно сидеть в технопарке -- нет свободный преподавателей, но если раз в год, не вдаваясь в подробности, то можно
Резиденты тянут менторов в совместное финансирование ++ классно, давайте сложную технологию поднимем, ради этого мы и пришли в технопарк -+ да, но если простое производство и чтобы никакого риска


Госслужащий-ученый Общественная оценка
Предприниматель
Группа активных госслужащих-ученых сдает формальные отчеты и получает повышение по службе Руководители
Группа предпринимателей ведет переписку, ходит на встречи с госслужащими-учеными Жалобщики


Гипотеза

Получается первая совершенно стабильная связка «производство мыльниц» и «баня». Все спокойны, на мыльницы стабильно высокий спрос (например) и как следствие никакого риска. Здесь лучше чтобы был среднего, а то и большого масштаба производитель мыльниц, которому уже хочется спокойствие и среднего уровня госслужащий, который умеет считать только уровнем текущего оборота. Середнячки с середнячками.

Либо

Вторая связка - начинающий предприниматель «с взрывной идеей» (может себе позволить, терять нечего, с другой идеей он так и останется мелким бизнесом) и руководитель высшего уровня, потому что политика (либо эффект цели в видео). Участвует крайний госслужащий и крайний предприниматель. Все бы ничего, но идя по второму пути проект, обязательно станет предметом карьеристских спекуляций среднего уровня (первая связка). Надо же влезть сильно мотивированным предпринимателям и госслужащим.

Поэтому, если заявлять рисковые проекты, то нужно планировать инкубационные условия не от внешней среды, а от среднего уровня. Таковы мне кажется белорусские условия.



Вывод

По статистической классификации продуктов (проектов) на которые выделяются инвестиции можно судить об уровне компетенции госслужащих-ученых, которые судят, а также об уровне предпринимателей, которые подстраиваются.

Рисковый предприниматель не появиться, при условии, что госслужащий-ученый не готов в риску.

О! Концепция, и секретов уже нет.

КОНЦЕПЦИЯ Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы
Проблемные вопросы инновационного развития
1. Основным проблемным вопросом при осуществлении инновационной деятельности в республике остается низкий уровень инвестирования в инновационные проекты. Целевое бюджетное финансирование инновационных проектов Государственных программ остается достаточно низким и характеризуется отсутствием единого механизма координации и контроля за данным процессом.
При объеме ВВП Республики Беларусь, составляющем около 76 млрд долларов США, изыскать средства одновременно на создание новых наукоемких производств и на техническое перевооружение традиционных секторов экономики внутри страны является проблематичным. Недостаток внутренних ресурсов капитала, направляемого на создание и модернизацию производств, является сдерживающим фактором инновационного развития Республики Беларусь.
2. По-прежнему остается невысокой доля бюджетного финансирования науки (в настоящее время – в пределах 0,25 – 0,3 процента).
Состав мероприятий государственных и других программ и сроки завершения их выполнения в целом определяются выделяемым объемом финансирования. Уменьшение объема финансирования приводит к невыполнению отдельных мероприятий и, соответственно, оказывает влияние на эффективность программы в целом. Одновременно имеет место распыление государственных средств.
3. Ряд НИОК(Т)Р оказываются недостаточно эффективными.
Во многом это связано с тем, что выбор тематики исследований и разработок определялся на основе ранее достигнутых результатов и созданных заделов. Причиной неэффективности отдельных инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных программ, является недостаточная проработка вопросов маркетинга и будущей рыночной конъюнктуры. При этом для внедрения результатов разработок не применяется практика создания проектных команд, способных выстроить (найти, выявить) успешную модель бизнеса и реализовать ее, создав в конечном итоге организацию, способную вести успешную конкурентную борьбу на рынке на протяжении длительного периода.
Развитие мировой экономики ориентируется на использование в производстве технологий V и VI технологических укладов. В то же время основная часть технических решений, разрабатываемых отечественными субъектами, относится к IV и предшествующим технологическим укладам. Разрозненность отечественных разработчиков в настоящее время не позволяет им предложить комплексные разработки для реализации масштабных инновационных проектов государственного значения.
Кроме этого значительная часть работ направлена на создание аналогов уже реализованных за рубежом технологий и образцов техники, тогда как мировой опыт показывает, что приобретение уже имеющегося на рынке продукта или технологии его производства выгоднее, чем их разработка собственными силами при условии, что это не противоречит требованиям национальной безопасности по созданию критически важных отечественных технологий.
1. Установленный в республике порядок финансирования инновационных проектов направлен, прежде всего, на массовое тиражирование уже хорошо апробированных технологий и товаров, в ущерб внедрению и распространению инноваций. С введением в действие в 2013 году Указа № 357, ситуация изменилась в лучшую сторону незначительно. Основная часть средств инновационных фондов направляется на проведение работ по подготовке и освоению производства, что, как правило, не предполагает внедрения инноваций.
Одновременно следует отметить, что в рассматриваемый период средства инновационных фондов не осваиваются в полной мере, несмотря на их востребованность для решения задач инновационного развития экономики.
2. Анализ выполнения государственных программ инновационного развития показывает, что для финансирования реализации инновационных проектов в недостаточной мере используются прямые иностранные инвестиции, кредиты банков, в том числе Банка развития Республики Беларусь, собственные средства юридических лиц.
3. Среди организаций реального сектора экономики республики имеют место низкий спрос на инновационную продукцию, слабая восприимчивость к нововведениям, недостаточная кооперация с разработчиками инноваций. Низкая инновационная активность отечественных предприятий в значительной степени определяется сложившимися системой управления бизнес-процессами и условиями финансирования внедрения инноваций.
4. Необходимо констатировать низкую эффективность субъектов инновационной инфраструктуры в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности (далее – НТД) и, соответственно, отсутствие современного рынка научно-технической продукции (далее – НТП). Действующие технопарки и центры трансфера технологий не обеспечивают эффективного взаимодействия науки с производственным сектором.
Функционирование организованных ГКНТ отдельных публичных платформ (ярмарок инновационных разработок, бирж интеллектуальной собственности) имеет долгосрочный эффект и пока не может в силу данной специфики и масштаба обеспечить массовое внедрение инновационных разработок в производство. Указанное обстоятельство вызывает необходимость создания отдельного института, обеспечивающего комплексное взаимодействие разработчиков и производителей, и координацию деятельности субъектов инновационной инфраструктуры.
В стране не обеспечена системная работа по созданию инжиниринговых структур для сопровождения научных проектов, комплексного внедрения технологий и разработки инновационных проектов. Особенно остро стоит вопрос создания инжиниринговых структур в системах НАН Беларуси и Министерства образования, где создается основная масса научно-технических разработок. Отсутствие таких структур не позволяет эффективно организовать сопровождение процесса внедрения перспективных разработок в отраслях реального сектора экономики. При этом уже созданные структуры не могут, в силу своей малочисленности, оказать должного влияния на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики и повысить уровень ее инновационности.


Статьи на тему знания и бизнес


Ицхак Адизес


Когда моя карьера в консалтинге только начиналась, я постоянно был под впечатлением от тех людей, кого считал гениями. Эти мужчины и женщины — фантастические ученые или студенты, которые учились только на пятерки. Или чрезвычайно творческие люди, выдвигавшие инновационные идеи. Или это люди изощренного ума, способные победить почти в любом споре.

Я полагал, что их таланты, интеллект, креативность — это золотая жила. Я начал инвестировать в них свои деньги. Я считал, что сложив мой консалтинговый опыт и деньги и их гениальность, мы добьемся большого прорыва.

Все было наоборот.

Я потерял массу денег и массу времени.

Что было не так?

Потом, когда я сравнивал этих гениев с успешными предпринимателями, с которыми я сталкивался в своей консалтинговой практике, я осознал, что те, кто действительно смог заработать много денег, были не такими уж знающими людьми. Эти успешные предприниматели не так уж внятно выражали свои мысли. Не так уж образованы. Некоторые даже совсем плохо учились в школе или университете. Есть такая шутка: отличники работают на хорошистов, которых покупают троечники.

Почему так? Это нелогично. Почему эти менее образованные люди становятся успешными бизнесменами, а «гении» терпят полное поражение?

Мой вывод: когда ты знаешь слишком много, это мешает тебе видеть суть.

Предприниматели — неординарные люди. Но они не гении в смысле образованности. Они выделяются благодаря своему здравому смыслу. У них есть талант замечать что-то критически важное. Образованные и талантливые гении склонны многое усложнять. Они знают так много, что им часто не удается различить то, что действительно критически важно, что главное. Или они гении в своей области, но у них нет никакой бизнес-ориентации, способности понимать и оценивать соотношение затрат и ценности. Я обнаружил, что «гении» игнорируют затраты и фокусируются только на ценности.

И это подводит меня к спорному выводу: изучение предпринимательства МОЖЕТ повредить вашей способности стать предпринимателем. Это не обязательно так. Но часто так получается.

Когда вы знаете слишком много, это подрывает вашу способность рисковать. А она крайне важна и необходима для предпринимателя. Что самое главное: чтобы начать новое дело, нужно быть бесстрашным, а это ощущение возникает, когда у вас не слишком много знаний. Если вы слишком много думаете или слишком много знаете о том, чем собираетесь заняться, вы, вероятно, не возьметесь за это. Настоящие предприниматели бросают школу или учатся на тройки.

Если у вас очень талантливый сын или дочь, которые прекрасно рисуют, у которых невероятный талант, ни за что не отправляйте их в школу искусств. Там уничтожат их талант. Их научат, как правильно и как неправильно — до такой степени, что они начнут рисовать то, что в школе считают правильным, а не то, что подсказывает им талант.

Когда-то у меня появилась собака, доберман-пинчер, и я купил книгу под названием «Обучение добермана». Первая же страница удивила меня. Там говорилось: «Не обучайте собаку нападать». Я стал читать дальше, чтобы понять, почему.

Допустим, вы натренировали собаку нападать на человека, который поднимает руку угрожающим образом. Как только к вам в гости зайдет итальянец — а они любят активно жестикулировать во время разговора — собака может на него напасть.

Почему? Потому что вы не дали собаке использовать ее встроенную интуицию. Вы перепрограммировали ее.

То же самое может произойти с художником. Школа вмешивается в его интуитивный талант, и теперь студент рисует так, как считает правильным «истеблишмент», он производит нечто общепринятое, хотя мог бы создавать нечто исключительное.

И я уверен, что так же бывает с предпринимателями. Когда они знают слишком много, это разубеждает их идти на риск. Люди с предпринимательскими талантами знают мало, но интуитивно чувствуют, что правильно, а что нет. У них нет страха, потому что нет слишком большого запаса знаний. Но с другой стороны, то, что помогает им начать бизнес, становится причиной их последующего провала. Недостаток знаний, недостаток системного взгляда на предприятие в итоге может привести к банкротству. Они принимают решения на ходу, и недостаток страха приводит к слишком рискованному поведению. Они могут потерять все. Они могут начать свое дело, но не могут управлять им.

Для управления требуется более утонченный, образованный лидер. Такой человек не в состоянии открыть свое дело, но он может чрезвычайно эффективно управлять бизнесом. Предприниматель же может начать бизнес, но часто плохо им управляет.


Радислав Гандапас







Бизнес секреты






Бизнес. По существу





Евгений Чичваркин




|<< к оглавлению

Comments: